“Смотря с какой стороны посмотреть…”: классификация решений для автоматизации бизнес-процессов
20.10.2021
Если основная цель автоматизации проекта — уменьшить участие ручного труда в процессе, то мы должны чем-то заменить трудозатраты сотрудника. Такой заменой становится либо техника, либо программно-аппаратный комплекс. Соответственно, нам нужно программное решение — его мы либо разрабатываем с нуля, либо внедряем готовое. Однако, выбор системы автоматизации зависит от того что вы хотите автоматизировать и угол зрения, под которым вы будете выбирать систему будет меняться в зависимости от специфики бизнес-процессов вашего предприятия. Поэтому перед выбором важно “настроить оптику” и определить точки из которых вы рассматриваете систему.
С точки зрения развития, следует рассмотреть такие решения:
- Тиражируемое параметрически настраиваемое — это решение, которое можно купить. После приобретения вы можете его настроить под себя, изменить отдельные параметры, но не можете его переписать. Например, Outlook: вы можете настроить под себя правила размещения писем по папкам, индивидуальную подпись, но переписать, внести какие-то кардинальные изменения в это решение нельзя;
- Тиражируемое с возможностью доработки — это классические ERP, SAP, Axapta, 1C:Підприємство. Эти решения вы также можете приобрести, но они будут служить базой, на основе которой вы можете почти полностью переписать решение под себя;
- Кастомные решения делаются под заказ. Вы обращаетесь в компанию по разработке решений, делаете заказ и под вас “с нуля” разрабатывают решение.
На сегодняшний день, в мире IT наметилась четкая тенденция на перевод всей инфраструктуры, которая есть в компании в облако. То есть, сервер, ваше ПО развернутое на сервере, системный администратор, компьютеры, к которым были привязаны пользователи — вся сетевая инфраструктура будет находиться в арендованном облаке, а доступ к нему можно будет получить с любого устройства: телефон, планшет, ноутбук. Это минимизирует необходимость дополнительных трат на оборудование.
Поэтому на выбор системы можно смотреть так же с точки зрения размещения:
- На серверах. Вся сетевая инфраструктура компании развёрнута на сервере компании или хостинг;
- В облаке. Всё программное обеспечение, которое использует компания находится в облачном хранилище. Доступ к облаку открыт с любого устройства: ноутбук, планшет, телефон.
С точки зрения поддержки:
- Поддержка осуществляется внутри компании. Такой вариант предполагает, что в вашей компании есть отдел, который занимается сопровождением ваших систем. Либо вы нанимаете специалистов для поддержки;
- Поддержка силами подрядчика (разработчика системы). В этом варианте поддержку системы осуществляет сам разработчик;
- SAAS. Выбирая это решение, вы выбираете сервис: после покупки оно не требует поддержки, потому что поддерживается разработчиком этой системы. Например, аренда лицензии 1С:Підприємство: вы не покупаете учетную систему, вы берете в аренду лицензию и вам предоставляется доступ ко всем функциям системы, дополнительная поддержка не понадобится — все обновления проводит компания, которая поддерживает решение.
С точки зрения лицензирования можно рассмотреть такие решения:
- Бесплатное или (условно-бесплатное). Это решение к которому вы подключаетесь и используете бесплатно. Например, Google Chrome — бесплатная система. К условно-бесплатным относятся программы, у которых есть пробный период;
- Единоразовый платеж. Вы купили решение, установили и начали его использовать. Но в таком варианте у вас не будет обновлений. Сейчас любая система, которую вы покупаете развивается и провайдеры берут часть оплаты за то что её развивают. Если смотреть по примерам бизнес-систем, например, ERP, они состоят из двух платежей: базовая стоимость лицензии плюс обновление, которое предполагает регулярную оплату (каждый месяц, квартал и т.д.). Если вы не осуществляете такую оплату, то и обновления будут вам недоступны — система не будет развиваться;
- Платеж за услугу пользования. Если вы уже воспользовались, например, бесплатным решением, но исчерпали его возможности и видите необходимость в расширении функционала, он будет доступен в платной версии. Это и будет платеж за услугу пользования.
С точки зрения назначения существуют такие системы автоматизации:
- CRM-системы (Customer Relationship Management) — системы для автоматизации взаимоотношений с клиентами;
- SRM-системы (Supplier relationship management) — системы управления взаимодействием с поставщиками;
- ERM-системы (Enterprise Risk Management) — системы управления производственными рисками;
- BI-системы (Business intelligence) — бизнес-аналитика;
- BPM-системы (Business Process Management) — системы управления бизнес-процессами;
- ERP-системы (Enterprise Resource Planning) — системы планирования ресурсов предприятия, комплексная автоматизация деятельности предприятия;
- SCM-системы (Supply Chain Management) — системы управления цепочками поставок;
- WMS-системи (Warehouse Management System) — системы управления складами;
- TMS-системи (Transportation Management System) — системы управления доставкой, транспортная логистика;
- СЭД — системы электронного документооборота. Делятся на системы обмена электронными документами, например, Fredo, FlyDoc, Вчасно, M.E.Doc и системы для ведения внутреннего документооборота компании — согласование, хранение и т.д. Обзор на системы ЭДО мы делали в статье;
- Так же: Web-сайты, Web-магазины, системы автоматизации учёта и другие.
Хотите автоматизировать бизнес-процессы в Вашей компании? Тогда пришло время узнать больше:
- Автоматизация бизнес-процессов — с чего начать?
- Как автоматизация бизнес-процессов влияет на бизнес
- Видео-подборка по автоматизации бизнес-процессов
- Диджитализация и автоматизация: как выбрать ИT-решение, чтобы попасть в цель и при этом не переплатить
- Программный продукт VS проект: отличия подходов и результатов
А если Вы в ситуации “нет времени объяснять…автоматизация!”, тогда закажите консультацию — мы поможем Вам подобрать систему для Вашего бизнеса.